РАБОТА С ДЕТЬМИ
принципы работы с детьми:
Индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;
системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;
регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;
длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
постепенного нарастания физической нагрузки: в первые 7 – 10 дней нагрузка постепенно нарастает, в последние 7 дней плавно снижается;
разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений: целесообразно через каждые 2 – 3 недели обновлять 20 – 30% упражнений;
умеренности воздействия физических упражнений: продолжительность занятий 20-30 минут.
соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями: чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;
всестороннего воздействия на организм ребенка.
Работа по профилактике плоскостопия и нарушений осанки :
У детей в условиях ДОУ мной осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровит.ельной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования
Для того профилактическая работа была успешной, мной была создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц спины, стопы и голени: ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, специальные тренажеры, нестандартное физкультурное оборудование – все это необходимые средства профилактики используемые мной в работе.
Наличие гладкой стены, специального тренажера «Чебурашка» позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС - за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. В последствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений.
В сохранении и укреплении здоровья особое место отвожу так же валеологическому образованию детей использую методику Т.А.Тарасова и Л.С.Власова. В связи с этим, я включаю в процесс профилактики ОДА занятия по валеологии, где уделяю внимание изучению темам: «Я и мое тело» , «Строение и функции стопы. Профилактика и коррекция плоскостопия».
Для проведения занятий мною был разработаны и перспективный план по профилактике плоскостопия перспективный план по профилактике нарушений осанки
Основными средствами для профилактики плоскостопия и нарушений осанки в моей работе являются: закаливание, специальные физические упражнения, коррегирующая гимнастика, самомассаж.
Закаливание. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются без обуви. Поэтому дети занимаются на занятиях по физическому воспитанию в носках, а на занятиях корригирующей гимнастики босиком, в хорошо проветренном зале, что также способствует закаливанию организма.
После дневного сна с детьми экспериментальной группы 2 раза в неделю провожу занятия по 20-30 мин. Занятия провожу используя методику Анисимовой Т.Г и Ульяновой С.А., подгрупповым способом: одна подгруппа детей с нарушениями осанки, а другая плоскостопием. Проведение таких занятий позволяет своевременно и эффективно устранять формирования нарушений осанки и свода стопы у детей.
На первых занятиях дети знакомятся с предлагаемыми упражнениями и осваивают их правильное выполнение, адаптируются к возрастающим физическим нагрузкам. Далее физическая нагрузка на занятиях возрастает и сохраняется на достигнутом уровне.
В водной части занятия предлагаю детям пройтись по массажерам, расположенным одиночно или дорожкой в одну или две параллельные линии. В основной части занятия использую упражнения с предметами (палками, обручами и т.д)
В заключительной части занятия в течение 3 – 5 минут применяю самомассаж, который помогает хорошо расслабить мышцы ног после нагрузки. Он выполняется в следующей последовательности: вначале растирают пальцы,
затем поглаживанием и растиранием массируют подошвенную и тыльную часть стопы, пятки, голеностопный сустав и голень.
Также занятия провожу с включением элементов методики игрового стретчинга Назаровой А.Г.
Дети обучаются упражнениям игрового стретчинга в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных, насекомых.
Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга.
Провела анкетирование родителей , анамнез (опрос родителей) , тест для родителей : «Есть ли у вашего ребенка плоскостопие?» ,информационные беседы и консультации «Профилактическая сменная обувь, способствующая предупреждению деформации стоп», «Профилактика нарушений опорно
двигательного аппарата в семье», «Влияние подвижных игр на профилактику и коррекцию осанки», игровые практикумы и тренинги, семинар-практикум с использованием информационно-коммуникативных технологий (мультимидийного оборудования) , дни открытых дверей, в ходе которых обменивались семейным опытом по здоровьесбережению в семье, что способствовало повышению педагогической культуре родителей и понимание ими роли физического воспитания в укреплении здоровья ребенка.
Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Об этом мы должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями.
Мною была проведена работа по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования, где принимали участие не только педагоги
ДОУ, но и родители воспитанников. Нестандартное физкультурное оборудование, направленное на физкультурно-оздоровительную работу с детьми, способствует:
возникновению и длительному удержанию интереса к этим физкультурным игрушкам;
удовлетворению потребности детей в движениях;
расширению физических возможностей детей;
развитию двигательного воображения детей;
укреплению здоровья детей;
привлечению семьи к работе ДОУ по оздоровлению детей
Использование мной нестандартного оборудования в оздоровительной работе с детьми, очень эффективно, т.к. новые игрушки для детей всегда радость, тем более что эти игрушки может ребёнок сделать вместе с мамой и папой.
Привлекая к физкультурно-оздоровительной работе всю семью, тем самым я решаю одну из задач физического воспитания.