ОПЫТ РАБОТЫ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА ТЕМУ:
"ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ"
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
В настоящее время проблема профилактики отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.
Человек – совершенство природы. Но для того чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не все, но без здоровья – ничто» говорил мудрый Сократ. Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются
гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения,дыхания,пищеварения),
детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации). Это и хронические простуды, ухудшения зрения, сколиоз.
Состояние здоровья детей за последнее десятилетие
• Численность здоровых детей сократилась до 15,1%
• Около 90% детей в России имеют отклонения в психическом и физическом здоровье.
• Заболеваемость детей выросла в 1,5 раза
По данным Минздрава России: В детском саду здоровых детей лишь 11–12%,около 25–30% детей приходят в первый класс, имея отклонения в состоянии здоровья.
Здоровье детей – забота всех. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно, всем вместе. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми
В процессе работы мы обратили внимание, что в последнее время в нашем детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно- двигательного аппарата, поэтому мы решили работать над этой проблемой, потому что хотим, чтобы наши выпускники пошли в школу здоровыми.
Комплексный подход к предупреждению и недопущению развития нарушений осанки и плоскостопия предполагает активное участие в нём родителей. От уровня общей культуры родителей, от степени участия их в оздоровительном процессе, и сотрудничества с инструктором зависят успехи
профилактической работы. Разработана тактика вооружения родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей.
Актуальность опыта в подборе инновационных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуальных комплексов, методик и технологий, направленных на формирование всего опорно-двигательного оздоровления с учётом индивидуальных особенностей интересов перспектив развития.
Основные понятия, термины в описании педагогического опыта (педагогический словарь)
Осанка - привычное положение тела человека во время движения и покоя – формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры - «опорного корсета»
Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую (круглая спина), кифотическую, выпрямленную (плоская спина), а также асимметричную.
Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо)
Сколиоз (сколиотическая болезнь) – это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.
Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы
Позвоночник – это одна из наиболее важных частей скелета. Основные его функции – опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений – обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.
Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного (переходящего в крестец) и копчикового - с умеренными физиологическими изгибами , имеющими передне-заднее направление.
При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника у ребенка выражены умеренно. Голову и туловище он держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернутыми, живот подтянутым, ноги прямыми.
Вялая осанка (неустойчивая ) – голова опущена, грудь уплощена , плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях.
Сутуловатость – голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен.
Лордоз – чрезмерный прогиб поясничного отдела позвоночника.
Стопа – это сложный сводчатый орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции.
Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Стопа имеет два свода: в продольном направлении располагается продольный свод, в поперечном – поперечный. В продольном своде различают наружную (опорную) часть и внутреннюю (амортизационную).
Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь.