Коллегам и педагогам
Конспект занятия для профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания.
Программные задачи:
1.Развивать координацию движений, силу мышц стопы, ног.
2.Воспитывать положительное отношение к образному восприятию слов и действиям в процессе двигательной деятельности.
Оборудование и материал.
Массажные коврики и массажные дорожки.
Содержание занятия.
1часть.
Ходьба перекатом с пятки на носок, руки на поясе (30-60сек).
Ходьба на носках.
Прыжки: ноги врозь, ноги вместе.
Обычная ходьба
Массаж стопы.
2 часть.
Общеразвивающие упражнения «Утята»
1. «Утята шагают к реке»
И.п.-сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади
Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
2. «Утка ходит вразвалочку»
И.п.-сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади.
1-2 Поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп.
3-4 И.п.
3. «Утята встретили на тропинке гусеницу»
И.п- И.п.-сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.
4. «Утка крякает»
И.п.-сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади
1-2 отрывая пятки от пола, развести их в стороны (клюв открылся), произнести «кря-кря»
3-4 вернуться в исходное положение.
И.п.-сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади
3часть Спокойная ходьба.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
Лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскостопия и его профилактики. Самое важное состоит том, каким образом ребёнок будет воспринимать занятия. Надо не просто предоставить ему возможность упражняться, следует прививать любовь к движениям.
Для того чтобы гимнастика приносила больше радости ребёнку, вводите элементы игры. Делать упражнения можно когда угодно, нет необходимости создавать специальные условия. Главное – упражняться ежедневно, превращая эти упражнения в привычку.
При плоскостопии необходимо укреплять мышцы ног, особенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвы внутрь.
Чтобы исключить статистическую нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя. Затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, следует переходить к упражнениям в положении стоя.
Упражнения в положении сидя.
1. Сгибание и разгибание стоп.
2. Сжимание и разжимание пальцев.
3. Круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны.
4. Поворот стоп подошвами внутрь.
5. Захват и удержание подошвами округлого предмета (мячика, кегли и т.д.). Сжимание резинового мячика подошвами.
6. Катание подошвами округлыми предмета.
7. Попеременные удары носками и пятками в пол.
8. Захват и подъём с пола мелких предметов (прямыми и скрещенными ногами).
9. Сгибание пальцами ног ткани, лежащей на полу.
10. Катание на велосипеде. Важно, чтобы ребёнок нажимал на педали пальцами, а не серединой стоп.
Упражнения в положении стоя.
Эти упражнения лучше делать, держась за опору на уровне груди.
1. « Сокращение» стоп.
2. Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.
3. Сведение и разведение пяток, стоя на носках.
4. Приседание на носках.
Упражнения, выполняемые при ходьбе.
1. Ходьба на носках.
2. Ходьба на пятках.
3. Ходьба на наружных краях стоп.
4. Ходьба по ребристой доске.
Все эти упражнения достаточно просты и доступны детям. Организуя занятия лечебной гимнастикой, вы можете выбрать несколько (3-5) упражнений и выполнять их с ребёнком до тех пор, пока ему не надоест. Причём движения стопами в положении сидя предпочтительнее делать в начале курса лечения, затем следует перейти к упражнениям в положении стоя и упражнениям при ходьбе.
Все упражнения следует делать медленно, тщательно, до появления у ребёнка ощущения усталости. Количество движений определяется индивидуально, в зависимости от возраста ребёнка и выносливости его мышц.
Усиливать нагрузку можно, увеличив количество повторений одного упражнения или введя новое. Помните: для эффективности занятия важно не разнообразие, а качество выполнения движений!
Игровые упражнения для ног.
Пройти по линии
Начертите мелом на полу прямую линию и предложите ребёнку пройти по ней несколько раз.
Журавль на болоте
Ребёнок делает первые шаги, останавливаясь и высоко поднимая ногу, сильно согнутую в колене.
Конькобежец
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки заложить за голову. Сгибать попеременно правую и левую ноги, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны, подражая движениям конькобежца.
Хлопки под коленом
Встать прямо, ноги вместе, руки опустить. Быстро поднять прямую ногу и хлопнуть руками под ней. Повторить поочерёдно для каждой ноги.
Присядь у стены
Встать прямо у стены, прикасаясь к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком, руки опустить. Присесть пониже на носках и затем подняться, не отрываясь от стены. Повторить медленно несколько раз.
Перешагни через руки
Встать прямо, ноги вместе, руки опустить и сцепить перед собой. Слегка наклоняясь вперёд, перешагнуть через руки. Повторить в среднем темпе несколько раз каждой н
Лыжник.
Выполнять широкие шаги, сгибая впереди стоящую ногу (делая выпад) и поочередно вынося руки вперед, подражая движениям лыжника.
Присядь комочком.
Встань прямо слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всю ступню и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить.
Сядь – встань.
Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, Медленно сесть и подняться, помогая себе руками.
Сядь по-турецки.
Встать прямо. Ноги скрестить, руки опустить. Медленно сесть на пол по-турецки, и попытаться встать, стараясь не помогать себе руками. Массу тела следует равномерно распределять на обе ноги, на наружные края стоп.
Утиная ходьба.
Присесть, положить руки на колени и таким образом попытаться передвигаться.
Лошадка.
Бегать вприпрыжку, изображая лошадку.
Попрыгай, как мячик.
Встать прямо, ноги вместе, руки опустить. Передвигаться на носках мелкими прыжками.
Попрыгай на одной ноге.
Мелкими прыжками подскакивать попеременно то на одной, то на другой ноге.
Потанцуй.
Встать прямо, ноги вместе, руки на поясе. Попеременно выставлять ноги выставлять ноги вперед то на носок , то на пятку.
Упражнения с предметами.
С мячом среднего размера.
Подними мяч ногами.
Сесть на пол, ноги вытянуть вперед, руками опираться сзади на локти. Захватить стопами мяч, поднять его повыше.
Переложи мяч ногами.
Исходное положение прежнее. Захватив мяч стопам, приподнять его и переложить поближе к себе, разворачивая колени в стороны.
Перекинь мяч ногами.
Сесть, вытянув ноги и опираясь сзади на локти. Захватив мяч ногами, приподнять его и попытаться перекинуть за голову.
Подкати мяч.
Сесть, положить мяч на пол перед собой, локтями опереться сзади, стопы положить на мяч. Сгибая ноги и перебирая стопами, подкатить мяч к себе, а затем откатить от себя.
Футбол.
Стоя, водить мяч ногами.
С маленькой гимнастической палкой.
Перешагни через палку.
Стать прямо, ноги слегка расставить, палку держать за концы горизонтально перед собой. Высоко поднимая ноги, перешагнуть через палку вперед и назад. Повторить несколько раз, не выпуская палку из рук.
Перешагни через палку.
Сидя на полу, держать палку за концы. Переносить поочередно ноги через палку, а затем возвращаться в исходное положение, перенося ноги назад.
Подними палку ногами.
Сидя на стуле, одной ногой придержать палку снизу, другой - сверху и стараться приподнять ее.
Перенеси ноги через палку.
Лечь на спину, держась за палку в вытянутых руках перед собой. Сильно сгибая ноги, стараться перенести их через палку и возвратиться в исходное положение.
Пройди по палке.
Пройти по палке, положенной на пол. Взрослый может помогать, поддерживая ребенка за руку.
Пройди по палке боком.
Передвигаться боком по палке приставными шагами.
С кеглями.
Перешагни через кегли.
Кегли расставить на расстоянии шага друг от друга. Перешагнуть через них, высоко поднимая колени.
Перешагни через кеглю.
Держать кеглю в опущенных руках за оба конца (как палку). Надо перешагнуть через нее, стараясь не задеть и не выпустить из рук.
Подними кеглю ногами.
Сидя на полу (опора руками сзади). Захватить кеглю подошвами и приподнять ее.
Переставь кеглю.
Исходное положение, сидя на полу. Стараясь переставлять на полу кеглю, не роняя ее.
Ходьба и бег змейкой.
Поставить кегли по прямой линии или по кругу на расстоянии 1м друг от друга. Обходить их справа и слева, затем – обегать змейкой, стараясь не задеть.
С толстой веревкой.
Сложи веревку.
Сидя, пытаться собрать пальцами ног вытянутую на полу веревку.
Подними веревку.
Сесть на пол, опираясь руками сзади, вытянутую веревку сложить перед выпрямленными ногами. Захватить веревку пальцами ног, поднять ее и удерживать некоторое время.
Пройди по веревке.
Положить вытянутую веревку на пол, пройти по ней, сохраняя равновесие.
Прыжки через веревку боком.
Вытянутую веревку положить на пол. Маленькими прыжками вправо влево перепрыгивать через нее, продвигаясь вперед.
Прыжки через скакалку.
Научите ребенка прыгать через короткую скакалку (длиной 1,5 м) скакалку мелкими, быстрыми и легкими прыжками.
Упражнения на снарядах.
На гимнастической скамейке.
Ходьба по скамейке.
Делать шаги по скамейке с различными положениями рук: на поясе, в стороны, вперед, за голову.
Опустись на колено.
Ходить по скамейке, чередуя ходьбу с опусканием попеременно на правое и левое колено и разведением рук в стороны.
Ходьба на носках.
Ходить по скамейке на носках, разведя руки в стороны и стараясь сохранить равновесие.
Ходьба с высоким подниманием коленей.
Ходить по скамейке, высоко поднимая колени, не теряя равновесия, руки в стороны.
Ходьба с мячом на голове.
Ходить по скамейке, удерживая мяч руками на голове.
Попрыгай.
Передвигаться по скамейке мелкими прыжками на носках.
Ходьба боком.
Ходить по скамейке приставным шагом сначала в одну, затем в другую сторону.
Пройди по кромке.
Ходить по кромке перевернутой скамейки. Взрослый помогает, поддерживая ребенка за руки.
Ходьба боком по рейке.
Ходить по кромке перевернутой скамейки приставными шагами. Взрослый поддерживает ребенка за руки.
Перепрыгни через скамейку.
Опираясь обеими руками о скамейку, перепрыгивать через нее с одной стороны на другую.
На лестнице.
Пройди по лестнице.
Положить лестницу на пол, идти по ней, шагая с одной перекладины на другую.
Шагай через ступеньки.
Идти по лежащей на полу лестнице, перешагивая через перекладины.
Сохраняй равновесие.
Ходить по боковым стойкам лестницы, стараясь сохранить равновесие.
Ходьба на четвереньках.
Ходить по лежащей на полу лестнице на четвереньках: ногами – по боковым стойкам, руками – по перекладинам.
Пройди вверх.
Поставить лестницу наклонно, слегка приподняв один ее конец над полом и закрепив его. Залезть по лестнице вверх, взрослый поддерживает ребенка под руку.
На гимнастической стенке.
Лазание.
Подниматься по перекладинам шведской стенки вверх и спускаться.
Ходьба боком.
Передвигаться по нижней перекладине приставными шагами в одну сторону, затем по следующей перекладине – в другую.
Приседание.
Встать на нижнюю ступеньку, держась руками за перекладину на уровне пояса, сделать несколько приседаний.
Упражнения со скакалкой.
Прыгать через скакалку могут все дети, в том числе и страдающие плоскостопием.
Сначала следует провести курс лечебной гимнастики, укрепляющей мышцы и связки стоп, и только затем разрешать ребенку прыгать.
Скакалка подбирается для каждого ребенка индивидуально, соответственно его росту. Для этого надо, чтобы ребенок, наступив на скакалку, согнутыми руками натянул ее до уровня плеч.
Перешагивание через неподвижную скакалку.
Держа скакалку впереди себя, перешагивать через нее. Затем вращательным движением кистей, не напрягая рук, перекидывать скакалку через голову вперед и опять перешагивать.
Прыжок через качающуюся скакалку.
Держа скакалку впереди себя, перепрыгнуть несколько раз через нее обеими ногами вперед и назад.
Попеременные прыжки.
Вращая скакалку кистями вперед, прыгать с одной ноги на другую. Следует держать туловище прямо и пружинить на носках.
Прыжки на двух ногах.
Прыгать через вращающуюся скакалку на слегка согнутых ногах, пружинисто отталкиваясь обеими стопами.
Бег со скакалкой.
Бежать и, вращая скакалкой, прыгать через нее то на одной, то на другой ноге.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ!
Подвижные игры, способствующие профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно – двигательный аппарат. Кроме того, в них развиваются навыки совместной деятельности.
Не стоит недооценивать значение игры в процессе воспитания детей. Чем чаще взрослые играют с ними, тем лучше и быстрее они осваивают нужные навыки. Дело в том, что ребенок, играя самостоятельно, не сразу может проявить себя, свою активность и инициативу, движения его часто однообразны и ограничены. Однако в играх с заданием действия ребенка приобретают целенаправленный характер: несколько раз повторяя движения, он закрепляет двигательные навыки, развивает подвижность и ловкость.
Вы можете сами придумывать игры, видоизменять их и по необходимости усложнять уже известные. Ребенка надо учить играть, тогда он будет не только крепким и здоровым, но и организованным и инициативным. Игра для детей – основная форма учебы, тренинг взаимодействия с окружающими, освоение различных ролей и функций, моделирование разнообразных ситуаций и их разрешения.
Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания следует выполнять без обуви.
Примеры подвижных игр.
Ловкие ноги.
Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами – мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону, передавая следующему игроку. Можно играть командами. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч.
Барабан.
Дети садятся на стулья (или скамейку). Взрослый сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют движения за ним, пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки плотно прижаты к полу.
Донеси платочек.
Дети садятся на стулья (скамейку) в одном из концов зала. У каждого ребенка под ногами платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала. То же самое повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесет платок, ни разу не уронив его.
Великан и карлик.
«Великаны» ходят, приподнимаясь на носках как можно выше. «Карлики» передвигаются присев на корточки.
Лошадка.
Дети передвигаются по кругу, подражая аллюру лошади: шагом, рысью, галопом.
Пройди – не ошибись.
Дети проходят по линии, начерченной мелом на полу, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно спиной вперед, ставя носок к пятке.
Футболисты.
Двое детей становятся друг против друга в 20 шагах. Позади каждого на расстоянии 1 м устанавливаются «ворота» шириной 1,5 м. Один из игроков должен забросить мяч в ворота противника,